наверх
 

Султанов Н. Памятники зодчества средних веков и магометанского Востока : Атлас. — С.-Петербург, 1908

Султанов. Памятники зодчества средних веков и магометанского Востока. 1908
 
 

Памятники зодчества средних веков и магометанского Востока : Атлас с 625-ю чертежами и рисунками на 120-ти таблицах, с пояснительным при них текстом, 2-мя картами, 3-мя таблицами последовательного развития стилей, указателем литературы и оглавлением : Пособие для изучения истории архитектуры / Н. Султанов. — С.-Петербург : Издание составителя, 1908. — [4], CXX с. : ил.

 

Памятники зодчества среднихъ вѣковъ и магометанскаго Востока : Атласъ съ 625-ю чертежами и рисунками на 120-ти таблицахъ, съ пояснительнымъ при нихъ текстомъ, 2-мя картами, 3-мя таблицами послѣдовательнаго развитія стилей, указателемъ литературы и оглавленіемъ : Пособіе для изученія исторіи архитектуры / Н. Султановъ. — С.-Петербургъ : Изданіе составителя, 1908. — [4], CXX с. : ил.

 
 
 

ПРЕДИСЛОВИЕ.

 
Русская литература не богата сочинениями по Истории Искусства вообще, а по Истории Зодчества — в частности. Но особенно сильно чувствуется в этой области недостаток учебников: у нас их почти нет!
 
Что же касается до специальным сочинений, как самостоятельных, так и переводных, то они очень дороги, а потому недоступны для большинства. Между тем количество учебных заведений, в которых преподается История Искусства, за последнее время очень возросло, а следовательно возросла и потребность в руководствах.
 
В западно-европейской литературе эта потребность удовлетворена целым рядом прекрасных и общедоступных пособий, каковы, напр. Любке „Grundriss der Kunstgeschichte“, переведенное и на французский язык, или прекрасные томики „Bibliothèque de l'enseignement des Beaux-Arts“, охватывающие coбою чуть-ли не все отрасли искусства, затем Флетчера „А History of Architecture on the comparative Method“; и наконец учебные атласы, в роде „ Kunst-historische Bilderbogen“ — Зееманна и „ Gli Stili Architettonici“ — Монджери.
 
В силу этих обстоятельств задача настоящего издания заключается в том, чтобы дать в руки учащейся молодежи такое руководство, по которому было бы легко освежить в памяти прослушанный в аудитории курс и усвоить те основные формы, которые необходимо знать на память. В виду этого к атласу добавлен краткий пояснительный текст и во все отделы введены простые чертежи в ортогональной проекции; что же касается до помещенных в нем перспективных изображений и всевозможных деталей, то они служат для лучшей характеристики стиля.
 
Из всех средневековых стилей, образцы коих находятся в нашем атласе, у современных русских зодчих имеет практическое применение только один — византийский, да и то лишь в церковном строительном деле. Все же прочие стили Средних Веков применяются в таких исключительных случаях, что о них и говорить нечего. Поэтому византийскому стилю отведено в нашем издании преобладающее место.
 
Помимо этой главной цели при составлении атласа приходилось преследовать еще другую, не менее важную, а именно его общедоступность, т. е. иными словами, возможно низкую продажную цену, что, конечно, должно было неблагоприятно отразиться на внешности издания.
 
Современные европейские авторы широко пользуются в настоящее время фотографическими снимками с памятников, что дает возможность передать „портретное“ сходство изображаемого предмета; между тем, как рисунок с натуры и всякого рода гравюра непременно вносят в изображение нечто „свое“, что служит, конечно, в ущерб сходству. Но первый способ изображения требует дорогих сетчатых клише, тогда как для второго достаточно простой цинкографии. Поэтому при выборе оригиналов приходилось останавливаться на рисунках и гравюрах, доступных для недорогой передачи. Правда, это, с одной стороны, придает изданию немного „отсталый“ вид, а, с другой, — вносит в него некоторую пестроту; но из двух зол приходилось выбирать меньшее, ибо эти два недостатка в нашем издании более терпимы, нежели его высокая цена, особенно в виду его учебных целей. Они тем извинительнее, что „фотографическая“ точность изображения необходима для научных, археологических исследований, а не в учебных руководствах, которые должны знакомить, главным образом, с общими формами искусства и с важнейшими данными из его истории.
 
Во избежание повторении и для сбережения места литературные „источники“ указаны не под каждым отдельным рисунком или чертежом, а в одном общем списке в конце атласа.
 
Несколько лет тому назад нами был издан атлас под заглавием „Памятники зодчества у народов древнего мира“. Настоящее издание является его продолжением.
 
СОСТАВИТЕЛЬ.
С.-Петербург
9-го Мая 1908 г.
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 
Предисловие.. Стр. 1—2
Древнехристианское зодчество.. I—IV
Сирийское.. V—VI
Латинское.. III и VII
Византийское.. VIII—XXXIII
Грузинское и Армянское.. XXXIV—XXXVIII
Романское.. XXXIX—LI
Ломбардское.. LII—LIV
Переходное или Романо-готическое.. LV—LVII
Стрельчатое или Готическое.. LVIII—LXXX
Готика во Франции.. LX—LXII
Готика в Испании.. LXIII
Готика в Германии.. LXIV—LXVI
Готика в Англии.. LXVII—LXVIII
Готика в Италии.. LХІХ и LXXVIII
Готическое зодчество гражданское и военное.. LXXVIII—LXXX
Арабское зодчество.. LXXXI—LXXXVI
Мавританское.. LXXXVII—XCVI
Персидско-магометанское.. XCVII—XCIX
Среднеазиатское.. С—СІ
Индейско-магометанское.. CII—CVI
Турецкое.. CVI—CIX
Карта памятников Средних веков.. CX
Карта памятников магометанского Востока.. CXI
Таблица последовательного развития Христианского зодчества.. CXII
Таблица последовательного развития Готического зодчества.. CXIII
Таблица последовательного развития Магометанского зодчества.. CXIV
Главнейшие источники для составления атласа.. CXV—CXVIII
Опечатки и погрешности.. CXX
 

 

Примеры страниц

 
Древнехристианское зодчество
 
 
византийское зодчество
 
 
византийское зодчество
 
 
грузинское зодчество
 
 
армянское зодчество
 
 
романское зодчество
 
 
ломбардское зодчество
 
 
романо-готическое зодчество
 
 
таблица последовательного развития стрельчатого или готического зодчества
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 68,7 МБ).
 
 

5 февраля 2019, 15:15 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий